27.04.2023
Этический кодекс
1. Общие положения
1.1. Этический кодекс (далее — Кодекс) представляет собой свод общих принципов профессиональной этики и основных правил профессионального поведения, которыми надлежит руководствоваться сотрудникам Астана ЭКОЛАЙФ, независимо от занимаемой должности.
1.2. Настоящий кодекс призван способствовать регулированию межличностных отношений, формированию здорового психологического климата в коллективе, повышению эффективности деятельности всех сотрудников. Также данный документ способствует формированию правильного поведения по отношению к коллегам и пациентам.
1.3. Соблюдение сотрудниками положений Кодекса является одним из критериев оценки качества их профессиональной деятельности и профессионального поведения.
1.4. Все вновь принятые работники и сотрудники знакомятся с положениями Кодекса и соблюдают их в процессе своей профессиональной деятельности.
1.5. Каждый сотрудник должен принимать все необходимые меры по соблюдению положений настоящего Кодекса, а каждый пациент вправе ожидать от медицинского работника поведения в отношениях с ним в соответствии с положениями настоящего Кодекса.
1.6. В своей деятельности медицинские работники должны руководствоваться следующими моральными и этическими принципами:
1.7. В отношениях с пациентами медицинские работники должны:
1.8. В отношениях с коллегами работники здравоохранения должны:
Медицинский работник должен прилагать все усилия, в соответствии со своей квалификацией и компетентностью, делу охраны здоровья граждан, обеспечению качества оказываемой им помощи на самом высоком уровне.
Медицинский работник обязан оказать медицинскую помощь любому человеку вне зависимости от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности, места проживания, его социального статуса, религиозных и политических убеждений, а также иных немедицинских факторов.
Медицинский работник несет ответственность, в том числе и моральную, за обеспечение качественной и безопасной медицинской помощи в соответствии со своей квалификацией, должностными инструкциями в пределах имеющихся ресурсов.
Моральная обязанность медицинского работника соблюдать чистоту рядов медицинского сообщества, беспристрастно анализировать как ошибки своих коллег, так и свои собственные. Препятствовать практике бесчестных и некомпетентных коллег, а также различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб здоровью пациентов.
Учитывая роль медицинского работника в обществе, он должен поддерживать и принимать посильное участие в общественных мероприятиях, особенно тех, где пропагандируется здоровый образ жизни.
2. Недопустимые действия медицинского работника
2.1. Злоупотребление знаниями и положением медицинского работника несовместимо с его профессиональной деятельностью.
Медицинский работник не вправе:
2.2. Личные предубеждения медицинского работника и иные непрофессиональные мотивы не должны оказывать воздействия на диагностику и лечение.
2.3. Отказ пациента от предлагаемых платных медицинских услуг не может быть причиной ухудшения качества и доступности, уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых ему бесплатно в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, установленных законодательством РК.
2.4. Подарки от пациентов и пациентам крайне нежелательны, поскольку могут создать впечатление у пациентов, не дарящих и не получающих подарков, что им оказывают меньшую заботу. Подарки не должны вручаться или приниматься в обмен за услуги. Получение подарков в виде наличных денег или ценных подарков запрещается.
2.5. Медицинский работник не имеет права, пользуясь своим положением, эмоциональным состоянием пациента, заключать с ним имущественные сделки, использовать в личных целях его труд, а также заниматься вымогательством и взяточничеством.
2.6. Медицинский работник не вправе предоставлять при назначении курса лечения пациенту недостоверную, неполную или искаженную информацию об используемых лекарственных препаратах, медицинских изделиях, в том числе скрывать от пациента информацию о наличии лекарственных препаратов, медицинских изделий, имеющих более низкую цену.
2.7. Медицинский работник не должен принимать поощрений от фирм-изготовителей и распространителей лекарственных препаратов за назначение предлагаемых ими лекарств.
2.8. При выполнении должностных обязанностей медицинский работник должен сохранять трезвость и не находиться под воздействием каких-либо средств, вызывающих стойкое пристрастие к ним.
3. Взаимоотношения медицинского работника и пациента
3.1. Уважение чести и достоинства пациента.
Грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его человеческого достоинства, а также любые проявления превосходства или выражение кому-либо из пациентов предпочтения или неприязни со стороны работника здравоохранения недопустимы.
3.2. Условия оказания медицинской помощи.
Медицинский работник должен оказывать медицинскую помощь в условиях минимально возможного стеснения свободы и достоинства пациента.
3.3. Конфликт интересов.
При возникновении конфликта интересов пациент-общество, пациент-семья и т.п., медицинский работник должен отдать предпочтение интересам пациента, если только их реализация не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим.
3.4. Врачебная тайна.
Пациент вправе рассчитывать на то, что медицинский работник сохранит втайне всю медицинскую и доверенную ему личную информацию. Медицинский работник не вправе разглашать без разрешения пациента или его законного представителя сведения, полученные в ходе обследования и лечения, включая и сам факт обращения за медицинской помощью. Медицинский работник должен принять меры, препятствующие разглашению врачебной тайны. Смерть пациента не освобождает от обязанности хранить врачебную тайну. Разглашение врачебной тайны допускается в случаях, предусмотренных законодательством Республики Казахстан.
3.5. Моральная поддержка пациента, находящегося при смерти.
Медицинский работник обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами. Медицинский работник обязан гарантировать пациенту право по его желанию воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религиозной конфессии.
3.6. Выбор медицинского работника
Медицинский работник не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому специалисту.
Медицинский работник может отказаться от работы с пациентом, направив его другому специалисту в следующих случаях:
4. Взаимоотношения медицинских работников
4.1. Взаимоотношения между коллегами.
Взаимоотношения между медицинскими работниками должны строиться на взаимном уважении, доверии и отличаться соблюдением интересов пациента. Во взаимоотношениях с коллегами медицинский работник должен быть честен, справедлив, доброжелателен, порядочен, должен с уважением относиться к их знаниям и опыту, а также быть готовым бескорыстно передать им свой опыт и знания.
Моральное право руководства другими работниками требует высокого уровня профессиональной компетентности и высокой нравственности. Критика в адрес коллеги должна быть аргументированной и неоскорбительной. Критике подлежат профессиональные действия, но не личность коллег. Недопустимы попытки укрепить собственный авторитет путем дискредитации коллег. Медицинский работник не имеет права допускать негативные высказывания о своих коллегах и их работе в присутствии пациентов и их родственников.
4.2. Медицинская сестра обязана точно и квалифицированно производить назначенные врачом медицинские манипуляции. Высокий профессионализм медицинской сестры — важнейший моральный фактор товарищеских, коллегиальных взаимоотношений медицинской сестры и врача. Фамильярность, неслужебный характер взаимоотношений врача и медицинской сестры при исполнении ими профессиональных обязанностей осуждаются медицинской этикой. Если медицинская сестра сомневается в целесообразности лечебных рекомендаций врача, она должна тактично обсудить эту ситуацию сначала с самим врачом, а при сохраняющемся сомнении и после этого — с вышестоящим руководством.
5. Пределы действия этического кодекса, ответственность за его нарушение, порядок его пересмотра.
5.1. Действие этического кодекса.
Настоящий кодекс действует в пределах ТОО «Астана ЭКОЛАЙФ» и имеет обязательную силу для всех работников.
5.2. Ответственность работника организации.
Степень ответственности за нарушение профессиональной этики определяется этической комиссией службы управления качеством медицинской помощи. Если нарушение этических норм одновременно затрагивает правовые нормы, работник несет ответственность в соответствии с законодательством РК.
5.3. Пересмотр и толкование этического кодекса.
Пересмотр и толкование отдельных положений настоящего Кодекса осуществляется этической комиссией службы управления качеством медицинской помощи.
Статья была полезна для вас?
Республика Казахстан, г. Астана,
проспект Б.Момышулы 2Д